Последняя такого рода выставка проходила в 1998 году, т.е. почти 20 лет назад. Основной лейтмотив масштабного показа – связь театральной сцены с поэзией вымысла. Вся экспозиция разделена на пять частей, посвященных темам, которые всю жизнь волновали мастера: «Человек на Земле», «Расстрельные темы», «Любовь, или Мечта о Прекрасной Даме», «Театр» и «Капричос».
Тышлера всегда интересовал театр. Он оформил более 80 спектаклей в театрах Москвы, Ленинграда, Минска. Искусствовед и критик Яков Тугендхольд назвал особенностью искусства Тышлера «склонность к игре и лицедейству».
Александр Тышлер. 1898-1980. Человек. Похожий на самого себя. Бумага, темпера, гуашь. ГМИИ им.А.С.Пушкина
Александр Тышлер. 1898-1980. Океанида № . Бумага, фломастер. 1965. ГМИИ им.А.С.Пушкина
Александр Тышлер. 1898-1980. Каприччо. 1944. Бумага, акварель, карандаш. ГМИИ им.А.С.Пушкина
Александр Тышлер. 1898-1980. Портрет Анастасии Степановны Тышлер. 1926. Холст, масло. ГМИИ им.А.С.Пушкина
Александр Тышлер. 1898-1980. Махно в гамаке. 1927. Холст,масло. ГМИИ им.А.С.Пушкина
Именно такая склонность и сформировала свой уникальный характер творческого метода мастера как в станковой живописи, так и в сценографии театра. В произведениях, представленных в разделе «Театр», видно стилевое и цветовое единство, начиная с общего оформления декораций и заканчивая проработкой деталей костюма.
В разделе «Любовь, или Мечта о Прекрасной Даме» можно увидеть самую раннюю работу Тышлера из собрания ОЛК – рисунок «Ванда». Этот особый женский образ сопровождает художника на протяжении всего творчества: за причудливостью форм угадывается скрытая страстность. Возникает образ девушки с корабликом на голове («Океанида»), напоминающий античные морские божества, или «бегущеую по волнам» Александра Грина.
Пожалуй, самый драматичный раздел экспозиции – «Расстрельные темы». Они возникают в творчестве художника в в 1920-е. Трагическая участь родных, события Гражданской войны, пережитые художником, вызвали появление серий «Расстрел», «Погром», «Махновщина». В этих сериях Тышлер создает образы бессмысленной жестокости. Впервые представлен плакат «Антисемитизм-сознательная контр-революция», в котором возникает мир, расколотый на две части – жертв и палачей. К теме непосредственного столкновения зла и добра, где первое вооружено, а второе – беззащитно, художник возвращается спустя несколько десятилетий, в 1960-е, в живописном цикле «Фашизм» и в сериях литографий 1964 года «Расстрел голубя» и «Казненный ангел».
Тема «Капричос» в творчестве Тышлера появляется под впечатлением от народных театров, балаганов, народных праздников и представлений. Открывает раздел лист под названием «Радиооктябрины» (1925). Значительная по размерам, филигранно выполненная пером и тушью композиция представляет народное гуляние по случаю дня рождения радио. Эту тему поддерживают серии «Жонглеры», «Девушки-кентавры», «Клоуны» – образы, которые живут в творчестве художника десятилетиями.
По материалам пресс-службы ГМИИ им.А.С.Пушкина